Инновационная деятельность

Нормативная правовая база
Документация
Методическое сопровождение инновационной деятельности
Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности

Нормативное правовое обеспечение  экспериментальной и инновационной  деятельности
1. Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»
(10 июля 2012 г. № 425-3)
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании(13.01.2011 г. № 243-3)
3. Инструкция Министерства образования РБ «О порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования»(Постановление Министерства образования Республики Беларусь 01.09.2011 г. № 251)
4. Приказ  Министерства  образования Республики Беларусь от  7  июля 2017 № 470 «Об экспериментальной и инновационной  деятельности  в 2017/2018 учебном году».
5. Приказ  управления образования Минского облисполкома  от  29 августа № 347  «Об организации экспериментальной и инновационной  деятельности  в учреждениях образования Минской области в 2017/2018 учебном году».
6. Приказ  отдела образования,  спорта и туризма Молодечненского райисполкома от 22 августа 2017 № 676 «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Молодечненского района в 2017/2018 учебном году».

01.09.2011 №251                                         
Зарегистрировано в Национальном центре правовых актов Республики Беларусь 10 ноября 2011 г. регистрационный номер 8/24371

П А С Т А Н О В А                                П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



Об утверждении Инструкции о порядке
осуществления экспериментальной и
инновационной деятельности в сфере
образования и признании утратившими
силу некоторых постановлений
Министерства образования Республики Беларусь


На основании статьи 97, абзаца четвертого статьи 109 Кодекса Республики Беларусь об образовании, подпункта 4.29 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования», Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
2. Признать утратившими силу:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 февраля 2003 г. № 8 «Об утверждении Инструкции об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 31, 8/9218);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 декабря 2005 г. № 129 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 19, 8/13767);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 8 декабря 2006 г. № 121 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 159, 8/16687).
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр                                                                              С.А. Маскевич








                                                                  УТВЕРЖДЕНО
                                                           Постановление
                                                          Министерства образования
                                                           Республики Беларусь
                                                          01. 09. 2011 г. № 251


ИНСТРУКЦИЯ о порядке осуществления
экспериментальной и инновационной
деятельности в сфере образования  

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая Инструкция определяет порядок осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования взрослых (далее – учреждения образования).
2. Для целей настоящей Инструкции используются следующие основные термины и их определения:
апробация – деятельность по проверке результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования;
внедрение в практику – использование в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность, социально-экономическую целесообразность;
инновационная деятельность – процесс внедрения  в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования посредством реализации инновационного проекта;
экспериментальная деятельность – процесс проверки результатов фундаментальных и  прикладных научных исследований в сфере образования в целях определения эффективности и целесообразности их массового использования посредством реализации экспериментального проекта.
ГЛАВА 2
 УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. Участниками экспериментальной и инновационной деятельности являются:
разработчики и  руководители экспериментальных проектов;
разработчики и консультанты инновационных проектов;
учреждения образования, осуществляющие экспериментальную и инновационную деятельность;
обучающиеся и педагогические работники, осуществляющие экспериментальную и инновационную деятельность;
Министерство образования Республики Беларусь (далее –Министерство образования), организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования.
4Разработчиками и руководителями экспериментальных проектов, разработчиками и консультантами инновационных проектов могут быть педагогические и научные работники учреждений образования, работники иных организаций, специалисты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования, имеющие, как правило, ученые степени и (или) ученые звания.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
5. Экспериментальная деятельность может проводиться организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, учреждениями образования, иными организациями и республиканскими органами государственного управления.
6. Экспериментальный проект разрабатывается и направляется на предварительное рассмотрение в учреждения образования, на базе которых предполагается осуществление экспериментальной деятельности.
В случае согласия участвовать в экспериментальной деятельности учреждения образования подают заявки на участие в экспериментальной деятельности в управления (отделы) образования районных исполнительных комитетов, управления образования администраций районов г.Минска не позднее 5 апреля.
Управления (отделы) образования районных исполнительных комитетов, управления образования администраций районов г.Минска принимают решение об участии заявленных учреждений образования в экспериментальной деятельности и подают заявки в управление образования областного исполнительного комитета (комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета) не позднее 10 апреля.
Учреждения образования, находящиеся в подчинении областных исполнительных и распорядительных органов, Минского городского исполнительного комитета, подают заявки на участие в экспериментальной деятельности в управление образования областного исполнительного комитета (комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета) не позднее 10 апреля.
Управления образования областных исполнительных комитетов (комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета), учреждения образования, подчиненные Министерству образования, подают заявки на участие в экспериментальной деятельности непосредственно в организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования, не позднее 20 апреля.
7Руководители экспериментальных проектов представляют экспериментальные проекты в организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования, не позднее 20 апреля.
8. Экспериментальный проект содержит:
полное название экспериментального проекта;
данные о руководителе (руководителях): фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), место работы и должность, ученую степень и (или) ученое звание;
перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности;
основную идею экспериментального проекта, определяющую его новизну;
обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта;
формулировку гипотезы, цели и задач;
описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект;
описание структуры и содержания внедряемой апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы и др.);
описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности;
кадровое и материально-техническое обеспечение проекта;
сроки проведения экспериментальной деятельности;
финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта.
9Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, проводит  оценку экспериментальных проектов и готовит заключение о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, осуществляющих экспериментальную деятельность, не позднее 25 мая.
10Порядок организации и проведения оценки экспериментальных проектов, утверждение руководителей экспериментальных проектов, сроков экспериментальной деятельности определяют организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования.
11. Продолжительность экспериментальной деятельности в учреждении образования может составлять от 1 года до 5 лет. В случае выявления в ходе экспериментальной деятельности обстоятельств, требующих дополнительных исследований, сроки могут продлеваться организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение  образования, но не более чем на 1 учебный год от запланированных сроков.
12. Экспериментальная деятельность завершается досрочно в случаях:
выявления в ходе осуществления экспериментальной деятельности обстоятельств, доказывающих несостоятельность гипотезы;
существенных отклонений от содержания экспериментального проекта;
получения отрицательных результатов эксперимента;
нарушения в ходе осуществления экспериментальной деятельности законодательства, в том числе настоящей Инструкции.
13. Решение о досрочном прекращении или продлении сроков экспериментальной деятельности, об изменении состава ее участников принимается организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования, по согласованию с Министерством образования.
14. Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, может создавать условия для обсуждения  участниками экспериментальной деятельности хода реализации экспериментальных проектов.
По результатам реализации экспериментального проекта руководитель учреждения образования оформляет справку по согласованию  с руководителем  (руководителями) экспериментального проекта.
Экспериментальные проекты хранятся в организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования.
15. Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, может рекомендовать апробированные в ходе экспериментальной деятельности результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность, для внедрения в ходе  инновационной деятельности.
16. Организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования, формируют предложения Министерству образования по перечню учреждений образования, которые будут проводить в предстоящем учебном году экспериментальную деятельность, не позднее  5 июня.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
17. Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, проводит оценку инновационных проектов и готовит заключение о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, осуществляющих инновационную деятельность, не позднее 25 мая.
18Порядок организации и проведения оценки инновационных проектов, утверждение консультантов инновационных проектов, сроков инновационной деятельности определяют организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования.
19. Инновационный проект содержит:
полное название инновационного проекта;
данные о разработчике (разработчиках) и консультанте (консультантах): фамилию, собственное имя, отчество (при наличии),место работы и должность, ученую степень и (или) ученое звание;
перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности;
обоснование использования в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность;
кадровое и материально-техническое обеспечение проекта;
описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности;
сроки проведения инновационной деятельности;
финансово-экономическое обоснование инновационного проекта.
20Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, по согласованию с Министерством образования может принять решение об увеличении количества учреждений образования, проводящих инновационную деятельность по реализованным экспериментальным проектам, с целью массового использования и подготовки участников образовательного процесса к их освоению и использованию нововведений.
21. Продолжительность инновационной деятельности в учреждениях образования может составлять от 1 года до 5 лет.
22. Инновационная деятельность завершается досрочно в случаях:
существенных отклонений от содержания инновационного проекта;
нарушения в ходе осуществления инновационной деятельности законодательства, в том числе настоящей Инструкции.
23. Решение о досрочном прекращении инновационной деятельности, об изменении состава ее участников принимается организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования, по согласованию с Министерством образования.
24Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, может создавать условия для обсуждения  участниками инновационной деятельности хода реализации инновационных проектов.
По результатам реализации инновационного проекта руководитель учреждения образования оформляет справку по согласованию с консультантом  (консультантами) инновационного проекта.
Инновационные проекты хранятся в организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования.
25. Организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования, формируют предложения Министерству образования по перечню учреждений образования, которые будут проводить в предстоящем учебном году инновационнную деятельность, не позднее 5 июня.

ГЛАВА 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
26. Министерство образования утверждает перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, на основании предложений организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования.
27. На основании приказа Министерства образования управления образования областных исполнительных комитетов (комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета), управления (отделы) образования районных исполнительных комитетов, управления образования администраций районов г.Минска издают приказы, в которых определяются ответственные лица за организацию экспериментальной и инновационной деятельности.
28. На основании приказа управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета), управления (отдела) образования районного исполнительного комитета (управления образования администрации района г.Минска) руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность, издает приказ, в котором определяет педагогических (научных) работников учреждения образования, непосредственно осуществляющих программу экспериментальной и инновационной деятельности.
29. Участники экспериментальной и инновационной деятельности не имеют права вносить изменения и дополнения в содержание экспериментального (инновационного) проекта без согласования с руководителем (руководителями) экспериментального (консультантом (консультантами) инновационного) проекта.
30. Ответственность за ход экспериментальной и инновационной деятельности несет руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность, совместно с руководителем (руководителями) экспериментального и консультантом (консультантами) инновационного проектов.
31. Не допускается организация экспериментальной и инновационной деятельности, в ходе которой может быть нанесен моральный или физический вред здоровью обучающихся и педагогических работников.



КЛЮЧЕВЫЕ ПРАКТИКИ

1.  Об актуальности.  Идеи  Десятилетия  ООН по образованию в интересах устойчивого развития (2005 – 2014)  придают особую актуальность задаче формирования  ключевых компетенций учащихся:
  искусственно–естественный характер постоянных перемен  в интересах «лучшего» качества жизни, состояния окружающей среды, способов и ресурсов обеспечения образа, достойного человеческого существования в современном мире и т.д. (как базовой характеристики ситуации устойчивого развития), предполагает включѐнность в эти процессы различных групп людей  в качестве субъектов управления развитием.
Ведущим механизмом обеспечения успешности перемен становится образование  как система  формирования человеческого потенциала и «взращивания» субъектов развития. Соответственно,  отличительными признаками образовательной практики  в интересах  устойчивого развития выступают ее субъектность и непрерывность; 
  на любом уровне достижение субъектности и непрерывности образовательных практик  потребует перехода от сложившегося типа образования, ориентированного на получение  человеком определѐнного объѐма «знаний, умений и навыков», к субъектно-ориентированному образованию, нацеленному на
 1) освоение человеком компетенций, позволяющих ему в течение жизни адекватно отвечать требованиям динамично изменяющегося мира;
 2) обретение и расширение компетентности, обеспечивающей приобретение человеком способностей к саморазвитию в качестве субъекта «творения» и коммуникации.
Соответственно,  в системе школьного менеджмента ведущими объектами  управления становятся  процессы  формирования  ключевых компетенций учащихся и создания  сопутстствующей ему системы образовательно-педагогической поддержки;
  ситуация множественности и «неиссякаемости» перемен требует от человека формирования ответственного поведения   –  овладения компетентностями  как «человека совершеннолетнего» (И. Кант), так и  «человека поступающего» (М. Бахтин). Соответственно, на языке компетентностного подхода эта управленческая задача может быть сформулирована как приоритетность трансформации образовательной практики школы с целью создания условий для овладения каждым участником образовательного процесса ключевыми компетенциями, актуальными для человека в любых временах и ситуациях  –  соразмерных образу и качеству жизни  ответственного  агента перемен, обладающего стратегическим видением, умением вычленять проблемы, ставить и решать задачи, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
2.  О методе.  Само определение понятий компетенция и компетентность для педагогической науки (а тем более  –  практики) является актуальной методологической задачей. Если в самом общем виде под компетенциями понимаются «требования к потенциалу человека, которые позволяют ему обеспечить решение задач в различных условиях с учѐтом различных ограничений и реализуются в видах деятельности и процессах (действиях)» [2], а также «комбинация знаний, навыков и отношений в соответствующем контексте» [3], то успешность проектируемой практики школы во многом зависит от того, насколько точно в разрабатываемой идеальной модели объекта управления будут определены условия применения выпускниками сформированных компетенций.  
Сущностной характеристикой компетенций, влияющей на содержание разрабатываемого списка требований к потенциалу человека и его квалификации,  является контекстность (привязанность к требованиям, которые предъявляются к  человеческим качествам необходимостью решения функциональных задач  в определѐнных сферах). 
Реализация  требований  контекстности компетенций в сочетании с их всеобщностью (овладеть ключевыми компетенциями должен каждый выпускник современной школы) делает неуспешной практику учреждения образования по построению системного видения объекта управления через определение конкретного списка компетенций,  связанного с характеристиками  конкретных ситуаций их использования  (путь, характерный для  педагогических коллективов, пытающихся реализовать идеи  компетентностного подхода, но  традиционно ориентированными способами организации своей деятельности). 
В  условиях постоянно расширяющихся  перемен  (например  –  в ситуации  устойчивого  развития, реализующей  идею непрерывного улучшения  качества  жизни)  любой, даже самый  развернутый  список компетенций будет заведомо неполным, т.е. актуальным лишь для отдельной локальной  ситуации. Применительно к образовательной практике учреждения общего среднего образования  сегодня  актуальной оказывается идея формирования тех компетенций, которые в полной мере помогают любому человеку в жизненных ситуациях «обеспечивать реализацию своих возможностей, социальную включѐнность, активную гражданственность и занятость» [3].  Соответственно,    в  этом случае при разработке «идеальной модели» объекта управления более перспективным оказывается определение тех универсальных компетенций, которые актуальны для преодоления человеком проблем в любой области деятельности.  
Своего рода инвариантами  –  ключевыми сферами приложения активности субъекта  в проблемно-ориентированной ситуации  –  являются сферы «Я», «Знание», «Деятельность», «Другие люди», «Социум». В условиях школы включение учащихся в эти сферы человеческой деятельности приведёт к формированию их ключевых практик взаимодействия с собою, своими средствами, делами, партнерами и общественными нормами  –  к тому, что делает эффективной собственную активность человека в социуме.  Разрабатывая представление о процессе формирования ключевых компетенций учащихся в системе общего среднего образования как об объекте управления, необходимо спроектировать идеальную модель организации ключевых практик учащихся в условиях учреждения образования.  
3.  О сущности. Ключевая практика  –  комплексная деятельность человека по устроению жизни через «усилия, прилагаемые им к разрешению выдвигаемых жизнью задач» [4].   Приобретаемые учащимися в различных ключевых практиках компетенции являются комплексными характеристиками  их человеческих качеств, к которым, в первую очередь, относятся критическое мышление, творческий подход, инициативность, преодоление проблем, оценка рисков, принятие решений, конструктивное управление человеческими отношениями [3]. 
Условием, определяющим  успешность любой практики, является инициативность и  активность  человека как субъекта развития. Обеспечить организацию учащимися их ключевых практик  позволят стимулируемые и поддерживаемые педагогами инициативы детей и подростков, направленные на решение  ими приоритетно важных для них жизненных задач. Т. е. в деятельности школы создание системы эффективной поддержки и стимулирования ученических инициатив, направленных на выявление и преодоление жизненно-важных проблем участников образовательного сообщества,    становится важнейшим условием организации  их  ключевых практик. 
Разработка  модели организации ключевых практик учащихся  требует от педагогов  выделения   приоритетных  сфер  проявления  на различных этапах школьной жизни  инициатив  детей и подростков  и поддержания их настойчивости как субъектов, только входящих в  жизнь школьного сообщества  (I-IV  классы), обретающих самостоятельность в решении разнопредметных задач (V классы),  осваивающих методы самоорганизации (VI- VII  классы), расширяющих сферу своего влияния (VIII  - IX  классы), активно включающихся в жизнь локального сообщества (X  XI классы). 
На любом этапе школьной жизни реализация этих инициатив потребует от учащихся проявления всего комплекса компетенций, связанных с необходимостью решению того или иного класса задач. Изменяются только акценты в содержании и характере сотрудничества детей и взрослых: на каком-то этапе какие-то задачи оказываются в центре их внимания, а какие-то при этом будут решаться опосредованно, в  детско-взрослом взаимодействии.  Но  выделение конкретной направленности ключевых практик  учащихся  на каждом этапе образовательного процесса позволяет педагогам  определить  приоритетные методы организации  этого взаимодействия, направленные на поддержку определѐнных видов  инициативности учащихся. 
Культурно  оформленным  методом, предполагающим реализацию человеческой инициативы, является  исследовательско-проектная деятельность. Ведущим методом, позволяющим поддержать проектную деятельность учащихся, оказывается проектная деятельность педагогов, направленная на  включение младших школьников в проектную деятельность, организацию учебных проектов учащимися средней ступени, развитие социально-значимых инициатив старшеклассников и создание инфраструктуры поддержки самостоятельной  проектной деятельности учащихся на каждом этапе их школьной жизни. 
Базовым критерием успешной организации в школе ключевых практик учащихся становится количество и качество «следов», оставленных их инициативами в результате  исследовательско-проектной деятельности (разработанные и реализованные учащимися инициативы-проекты по организации собственной учебной активности, деятельности своего класса, референтной группы, молодѐжной организации, школьного сообщества, региона и т.д.).  Будучи диагностично  обеспеченным, этот критерий в деятельности школы может стать объектом мониторингового исследования процессов осуществления учащимися ключевых практик. 
4.  Об опыте. Разработка и внедрение модели организации ключевых практик учащихся в деятельность инициативных учреждений общего среднего образования потребовала и разработки ими инновационных проектов, и прохождения экспертизы, и легитимизации новой для себя деятельности через получение статуса инновационных площадок Министерства образования Республики Беларусь (ГУО  «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Н. П. Массонова г. Свислочь», 2006 – 2013 года; ГУО «Гимназия № 4 г. Сморгони», 2006  –  2008 года; ГУО «Браславская гимназия» 2010  –  2013 года, научный консультант  –  С. Б. Савелова). 
Управленческими  механизмами  организации ключевых практик учащихся  в этих учреждениях образования стали развитие учебной деятельности учащихся через  формирование  ими своих исследовательских инициатив  и  расширение  их влияния на содержание образовательных практик участников открытого школьного сообщества; создание  инициативного детско-взрослого гимназического сообщества, действующего в интересах устойчивого развития транграничного региона. 
Оба эти механизма взаимосвязаны в едином образовательном процессе учреждения общего среднего  образования  и отличаются только направленностью основной деятельности образовательной организации (от интенций развития ее внутренней среды к развитию социума или от тенденций развития расширяющей свои границы внешней среды к трансформации внутренней среды организации).  
Фактором  организации эффективной образовательно-педагогической поддержки ключевых  практик  учащихся  выступила  проектная деятельность самого учреждения  образования  как  коллективного субъекта управления развивающейся образовательной практикой  в  интересах устойчивого развития региона. 
Оргуправленческими  условиями и ресурсами создания в деятельности учреждений образования необходимых управленческих механизмов организации ключевых практик учащихся стали 
  становление собственных образовательных организаций и расширение их влияния на происходящие в регионах социокультурные процессы,
  непрерывное  повышение  квалификации организаторов и  всех участников  образовательного процесса  (управленцев, педагогов,  учащихся  –  лидеров детско-юношеских инициатив  и их родителей)  и клубная  организация  деятельности  участников открытого образовательного сообщества, основанная  на демократических механизмах принятия управленческих решений, 
  реализация в процессах управления школой принципа включенного участия и обеспечение организационного развития своих учреждений,
  создание собственных сетевых проектов и включение в деятельность Партнерской сети школ устойчивого развития. 

Список использованных источников
1. И. Кант. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? //  И. Кант. Собр. соч. в 6-ти т.т.  Т. 6. –  М.: «Мысль»,  1966. – С. 25-35 
2.  Общеевропейские  компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка: Монография //  Страсбург: Департамент по языковой политике, 2001. –  М.: МГЛУ, 2005.
3.  Recommendation  on  key  competences  for  lifelong  learning (2006/962/EC), 18.12.2006 [Electronic resource].  – Mode of access:  http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/oj/2006/l_394/l_39420061230en00100018.pdf.  - Date of access: 01.09.2009

4. Толковый словарь русского языка Ушакова [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:  http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/16-3/us370104.htm?text=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0. – Дата доступа: 01.09.2009


Комментариев нет:

Отправить комментарий